Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
О ЦЕНТРЕ
      
 
УСЛУГИ
      
 
НАША ЖИЗНЬ
      
Защита прав потребителя при онлайн торговле

На сегодняшний день большинство людей моложе 40 лет совершают покупки преимущественно через Интернет. Удобство поиска товаров, конкурентные цены, возможность моментального сравнения характеристик, отсутствие необходимости ездить за товаром и доставка в удобное время – основные плюсы интернет-магазинов.

Поскольку любая покупка, совершённая физическим лицом в личных нуждах, регламентируется законом «О защите прав потребителя», это же правило распространяется и на покупки через сеть. Однако из-за незнания собственных прав и игнорирования директив закона продавцами, далеко не всегда так происходит в реальности, в результате чего покупатели порой сталкиваются с существенными сложностями.

Между тем, вышеуказанный нормативный акт относит торговлю через Интернет к «дистанционному способу продажи» и предусматривает для него не меньшую защиту, чем для обычных способов покупок. В данной статье мы поможем разобраться в перипетиях электронной торговли и попытаемся дать советы по возможным способам защиты прав потребителя в случаях, когда они нарушаются.

Особенности дистанционной продажи товара

Закон «О защите прав потребителей» относит к дистанционному способу продажи такой её вид, при котором потребитель знакомится с предлагаемым товаром посредством каталогов, фотоснимков и средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора розничной купли-продажи способами.  

Ниже приведены основные отличительные черты дистанционного способа продаж:

1. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

2. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.

3. Потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Товар надлежащего качества – это товар, у которого сохранены его товарный вид и потребительские свойства, не нарушены заводская упаковка, блистерная пленка, пломбы и фабричные ярлыки. Расходы, связанные с возвратом или обменом товара надлежащего качества, несет Покупатель.

4. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

5. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Ими могут быть отчёты о принятии заказа, его движении, поступающие, как правило, на электронную почту; отчёты о списании денег с банковской карточки и пр.

6. Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Например, одежда, сшитая на заказ, либо обувь, учитывающая только ваши особенности, товары с персональной дарственной надписью и другие вещи. Также Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г. установлен перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Данный перечень применяется в случае уже принятого товара, купленного дистанционным способом.

7. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Помните, вас сознательно вводят в заблуждение, если:

  • Продавец заявляет, что вы теряете какой-то процент от покупки.
  • Продавец заявляет, что право на товар перешло к вам в момент его оплаты или его отправления.

Универсальное правило: не приняли товар (не взяли его в руки или отказались его принять) - можете отказаться от него, не объясняя причины отказа, - вне зависимости от того, качественный товар или нет.

Возврат товаров ненадлежащего качества:

Товар ненадлежащего качества – это товар с нарушением условий договора продажи (количество, ассортимент, качество, комплектность, тара и (или) упаковка).

В соответствии со ст. 18 закона о "Защите прав потребителей" и ст. 27 Правил продажи товаров дистанционным способом:

  • Если на товар не истек гарантийный срок; или если на товар не установлен гарантийный срок, или он истек, но с момента покупки прошло не более двух лет, Вы можете обменять/вернуть такой товар при условии доказательства, что недостатки возникли до передачи Вам товара или по причинам, возникшим до этого момента.
  • Если товар входит в перечень технически сложных товаров (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 (ред. от 17.09.2016) "Об утверждении перечня технически сложных товаров") и недостаток не является существенным, а с момента покупки прошло более 15 календарных дней - возможен только ремонт.
  • В случае нарушения сроков устранения недостатков товара ( более 45 календарных дней), либо невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков

Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.

Ошибки самого покупателя:

Самой часто встречающейся причиной разочарования в интернет-покупках, как ни странно, являются ошибки самого покупателя. Чаще всего это бывает связано либо с недостаточными знаниями покупателя об особенностях заказываемого товара, либо с банальной невнимательностью и поспешностью при оформлении заказа.

Например, если речь идет о покупке одежды или обуви, купленная вещь может просто не подойти — по размеру, фасону и т. д. К счастью, эта проблема обычно легче всего решается. Вероятность такой ошибки тем меньше, чем внимательнее и дотошнее покупатель относится к выбору товара и чем больше покупок он делает. Многочисленные покупки дают опыт и знания об особенностях размерного ряда того или иного бренда, о качестве вещей конкретной марки и других нюансах. Очень помогают избежать таких ошибок таблицы соответствия размеров на сайтах магазинов и производителей. Огромным подспорьем являются и тематические ресурсы, форумы и блоги, изучив которые, можно также узнать много полезной информации о выбранном товаре. Поэтому новичкам перед совершением покупки желательно потратить немного времени и постараться найти побольше информации о выбранном товаре.

Бывают, как уже говорилось, и ошибки при оформлении заказа. Достаточно невнимательно отнестись к выбору опций при оформлении заказа, чтобы получить, например, вещь ненужного размера или не того цвета, или купить привязанный к определенному мобильному оператору сотовый телефон, который не будет работать в отечественных сетях связи, или вообще оправить собственную посылку по неверному адресу.

Поэтому главное при оформлении любого заказа — внимание и неторопливость. Изучите рейтинг магазина, в котором вы собрались делать покупку, описание понравившегося товара и отзывы о нем, поищите информацию об особенностях размерного ряда данного бренда, внимательно заполните сведения об адресе доставки и платежные реквизиты — и рис ошибок на этом этапе будет сведен к минимуму.

Не всеми товарами можно торговать дистанционно. Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ (психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических средств) (п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом от 27.09.2007 № 612).

 

Приложения:
© ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии
в Ярославской области", 2010-2011 г.
г. Ярославль, ул.Чкалова, 4
телефон для справок (4852)73-62-69
Яндекс.Метрика